ИИФиРЭ становится партнёром Лицея «Сириус»

ИИФиРЭ становится партнёром Лицея «Сириус»

Комментарии отключены

sirius-1В числе направлений научных исследований и разработок кафедр ЮНЕСКО «Новые материалы и технологии» и Радиоэлектронных систем — совместная разработка технологий инновационного инженерного мышления, в том числе ориентированного на устойчивое развитие.

Эти технологии основаны на отечественной науке — теории решения изобретательских задач — ТРИЗ, которая всё более признаётся в мире и всё в большей степени замещает устаревающие «мозговой штурм», морфоанализ, синектику и т.п. в инновационных транснациональных корпорациях.

На кафедрах ЮНЕСКО НМиТ и РЭС созданы и успешно апробированы (в том числе во Всероссийских детских центрах «Орлёнок», «Океан» и др.) образовательные технологии, позволяющие начинать формировать инновационное инженерное мышление со школьного возраста, когда у молодых людей ещё не успели сформироваться стереотипы мышления: метод изобретения знаний (для изучения нового материала) и метод инновационных проектов (для проектной деятельности и научно-технического творчества), вошедшие в состав инновационной образовательной технологии ТРИЗ-педагогика, представленные на ряде международных и всероссийских конференций и опубликованные в отечественной и зарубежной печати, в том числе индексированной в Scopus и Web of Sciences.

Разработан вариант этих технологий для решения задач ЮНЕСКО в области образования в интересах устойчивого развития, ОУР (Education for Sustainable Development, ESD) — «Дидактика устойчивого развития», опубликованная в «Вестнике ЮНЕСКО». Рекомендация по применению ТРИЗ в задачах ОУР включена в международную Ханты-Мансийскую декларацию ЮНЕСКО по ОУР.

Ранее качество названных разработок было подтверждено:

  • рядом первых и призовых мест, занятых учащимися, выполнившими свои проекты на основе этих технологий, на Федеральных молодёжных научных форумах, Большим научным кубком России программы «Шаг в будущее»;
  • Дипломом конкурса научно-методических разработок, проведённого Международным детским центром «Артек» (проект «Молодёжная фабрика мысли ЮНЕСКО»);
  • победой на Российском этапе Международного конкурса ЮНЕСКО по ОУР;
  • призовым местом во Всероссийском конкурсе кружков Национальной технологической инициативы;
  • отраслевыми наградами авторам разработок.

Наступает новый этап в развитии названных разработок. Начинается сотрудничество между ИИФиРЭ СФУ, Президентским лицеем «Сириус» и Образовательным центром «Сириус» (Федеральная территория «Сириус», формируемая, как наукоград).

Так как сотрудничество начинается во время подачи проектов в план Десятилетия науки и технологий, то представителями кафедр РЭС и ЮНЕСКО Анатолием Козловым, Татьяной Погребной, Олесей Сидоркиной, представителями Образовательного Центра и Лицея «Сириус» (также и Оргкомитета Всероссийского фестиваля «Наука 0+») Ильгизом Сабанчиным и Екатериной Асмоловой разработан проект «Школьная лаборатория 4.0» для включения в инициативу «Открытие центров, лабораторий, запуск исследовательской инфраструктуры».

Цифры «4.0» в названии проекта означает, что проект предназначен для подготовки будущих абитуриентов к обучению в вузе, реализующем модель «Университет 4.0» (к трём миссиям: учебная, научная и бизнес добавлена четвёртая: решение проблем, которые сама промышленность решить не в состоянии; такая модель формируется в СФУ). Они означают также, что проект предназначен для подготовки к жизни в условиях Индустрии 4.0 (киберфизические системы, интеллектуальные технологии управления, межмашинные коммуникации, интернет вещей и др.).

«Продукцией» лаборатории станут:

  • консультации («ТРИЗ-консалтинг») и советы учащимся и их научным руководителям, связанные с улучшением выполнения их проектов;
  • формирование у учащихся особенно востребованных в условиях четвёртой технологической революции, шестого и последующих технологических укладов «гибких навыков» (soft skills), таких, как решение комплексных проблем (Complex Problem Solving), критическое мышление (Critical Thinking), креативность (Creativity) (согласно Манифесту Международного экономического форума 2020 г.);
  • повышение эффективности проектной деятельности учащихся до уровня создания инновационных проектов.

Лаборатория будет:

  • помогать педагогам основного и дополнительного образования, преподавателям вузов, занимающимся довузовской подготовкой, в освоении системы ТРИЗ-педагогика и в своём профессиональном росте в этом направлении;
  • помогать авторам и научным руководителям проектов в поиске проблем технологического развития различных отраслей и в нахождении решений этих проблем;
  • помогать готовить проекты для представления на очных и дистанционных научных и научно-технических конференциях, выставках, конкурсах, соревнованиях и других форумах от школьного до международного уровня;
  • содействовать учащимся — авторам проектов, выполненных с использованием современных методов генерации инновационных решений, и их научным руководителям в выявлении потенциальной патентоспособности решений, содержащихся в проектах, в подготовке заявок на изобретения и другие виды интеллектуальной собственности, в защите прав на них;
  • помогать образовательным учреждениям в организации и проведении очных и дистанционных инновационных конференций, олимпиад, конкурсов и других соревнований от школьного до регионального уровня, в которых конкурсный зачёт ведётся по критерию степени инновационности решений.

Основное оборудование «Лаборатории 4.0» — компьютерный класс с установленным, дополнительно к типовому, программным обеспечением класса CAI (Computer Aided Invention — компьютерная поддержка изобретательства): Отечественная программа «Новатор», «Invention Machine», «Innovation WorkBench», «Innokraft» и др.

Планируется вначале создать две экспериментальные «Лаборатории 4.0»:

  • в Лицее «Сириус» — для развития инновационной деятельности учащихся и педагогов Лицея;
  • в Институте инженерной физики и радиоэлектроники СФУ, в виде сетевой лаборатории, очно и дистанционно помогающей учащимся и педагогам школ, лицеев, гимназий Красноярского края, а также и постоянно общающейся с лабораторией в Лицее «Сириус».

В дальнейшем планируется распространение модели «Школьная лаборатория 4.0», с внесёнными, если потребуется по результатам эксперимента, изменениями и дополнениями, в различных регионах России.

Участники авторской группы «Школьной лаборатории 4.0» А. Козлов, Т. Погребная, И. Сабанчин в кабинете «Яндекс» Президентского лицея Сириус

Участники авторской группы «Школьной лаборатории 4.0» А. Козлов, Т. Погребная, И. Сабанчин в кабинете «Яндекс» Президентского лицея Сириус

 

Back to Top